ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

10 октября 2018

Михаил Емельянов: в современных условиях безусловным приоритетом экономической политики должен быть экономический рост

Первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Михаил Емельянов выступил по итогам доклада Министра торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова в ходе "правительственного часа" в Государственной Думе 10 октября 2018 года.

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Денис Валентинович, уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что в современных условиях безусловным приоритетом экономической политики должен быть экономический рост.

Наше Правительство, судя по последним действиям, так, видимо, не считает, у него другие приоритеты. В этой связи я хотел бы в выгодном свете подчеркнуть деятельность Министерства промышленности и торговли. Это министерство остается, пожалуй, последним и единственным ведомством, которое обеспокоено экономическим ростом, которое предпринимает реальные конкретные шаги по обеспечению экономического роста, причем в несырьевых отраслях, в которых сложнее обеспечить рост, вследствие того, что они находятся под жестким внешним санкционным давлением.

Прямо скажем, политика Центрального банка и финансово-экономического блока Правительства не слишком комплементарна к этим отраслям. И вместе с тем мы видим экономический рост, почти 4%, о чём сказал министр, это значимый рост, мы его высоко оцениваем, учитывая те сложные условия, о которых я сказал. И достигнут этот рост опять же благодаря усилиям Министерства промышленности и торговли. Благодаря тому, что своевременно были разработаны и внедрены современные институты и формы поддержки промышленности, и сейчас они грамотно используются. Это и Фонд развития промышленности, и специальный инвестиционный контракт, и те программы импортозамещения, которые реализуются в 22 отраслях нашей промышленности и дают вполне конкретный результат.

Денис Валентинович не очень много говорил об этих формах поддержки, только в одном, в ответе на один из вопросов он упомянул про 420 проектов, которые прошли через Фонд развития промышленности и дали почти 95 млрд руб. Но есть сопутствующие цифры. Потому что кроме этих 95 млрд руб. почти 140 млрд руб. позволило привлечь дополнительно из внефондовых средств. Это позволяет создать 20 тыс. рабочих мест, что существенно для наших условий. Налоговые отчисления благодаря этому в бюджеты разных уровней будут составлять 130 млрд руб. Это практическое проявление той промышленной политики, о которой мы говорим, СПИК.

Фракция активно поддерживает специальные инвестиционные контракты, имея отношение к продвижению этой формы института. И нам приятно констатировать успех работы по этому направлению. Только начали работать по СПИКам, но уже 25 федеральных СПИКов подписано в десяти отраслях. Количество новых рабочих мест будет порядка 10 тыс. Инвестиции в промышленность составят 460 млрд руб. Я привожу эти цифры не только для того, чтобы похвалить Министерство промышленности, но и как аргумент, споря с теми либерально настроенными экономистами, и с либерально настроенными членами Правительства, которые принципиально выступали и по-прежнему выступают против промышленной политики, которые считают, что промышленная политика в рыночных отношениях, в конкурентной экономике в принципе не может быть. Это не так. Эти цифры подчёркивают важность, актуальность развития именно промышленной политики в нашей стране, которая позволит развиваться высокотехнологичным отраслям. Хотя и далеко не все благополучно с использованием этих фондов.

Например, фонд "Развитие промышленности". В том бюджете, который мы будем принимать через некоторое время, он увеличится вроде бы на 50%. Но абсолютная цифра ничтожна по сравнению с масштабами нашей экономики. Всего 28 млрд руб.

Для сравнения. Министерство финансов и Министерство экономики собираются создать фонд "Инфраструктура". Этот фонд будет, сумма его средств, которыми он будет располагать, будет 3% от ВВП, то есть огромные деньги. Мы не против развития инфраструктуры. Мы видим, что у нас даже мосты падают, как карточные домики. Но надо как-то синхронизировать развитие нашей отечественной промышленности и крупные инфраструктурные проекты, сбалансировать расходы на них, потому что если мы будем развивать крупные инфраструктурные проекты, но у нас не будет промышленного обеспечения их развития, не будет технологий, то те огромные деньги, которые будут вложены в них, пойдут на развитие зарубежных компаний, а не отечественной промышленности. Мы понимаем, что эти фонды, имеют разную природу, разную организационно-правовую форму, разные принципы деятельности, но они в какой-то степени показывают приоритеты Правительства. А эти приоритеты, к сожалению, не в пользу нашей промышленности. Но когда я говорю "Правительство", я имею в виду финансово-экономический блок нашего Правительства.

Ещё очень важное направление – развитие инжиниринговых компаний. Если мы говорим об импортозамещении, то нам важно создавать и стимулировать появление крупных инжиниринговых компаний, потому что крупные проекты сейчас могут реализовываться только крупными зарубежными инжиниринговыми компаниями. Наших инжиниринговых компаний, которые могут обеспечивать такие проекты, очень мало. А что получается? Если это импортная инжиниринговая компания, то уже на стадии проектирования закладывается импортное оборудование, и наши производители оказываются в дискриминированном состоянии. Поэтому одна из задач – это стимулирование создания дееспособных крупных компетентных российских инжиниринговых компаний.

Мы очень высоко ценим деятельность министерства по развитию высокотехнологичных отраслей, в частности, авиации. При этом было отрадно услышать от министра, что новое Правительство будет поддерживать программу развития МФ-21, что не будет свёрнута программа Ил-114, что наконец-таки появится наш самолёт для малой авиации для того, чтобы соединять малые населённые пункты между собой, потому что, честно говоря, определённая тревога по поводу этого направления, есть.

Совсем недавно в Высшей школе экономики был озвучен доклад, согласно которому, оказывается, России вообще высокотехнологичные производства не нужны. Нам надо развивать примитивный передел, средний передел, а высокотехнологичные товары нам надо импортировать из-за рубежа. Но, конечно, отдельно в скобках заметим, удивительно, что такие доклады звучат в институте, который получает серьёзные дотации и субсидии из госбюджета, и который должен был бы по идее заботиться о развитии отечественной промышленности. Но проявляются и последствия этого. Мы знаем, что Счётная палата уже озвучила данные по проверке программы МФ-21, где она нашла какие-то нарушения и превышение затрат на развитие этого проекта. Но хотелось бы спросить Счётную палату, а как можно было не превысить затраты, когда мы попали под такие санкции? И почему Счётная палата во главе с Кудриным взяла в качестве одной из первых проверок именно авиапром, а не другие отрасли, где порядка значительно меньше, чем в авиации. По крайней мере, то, что наш министр твёрдо отстаивает высокотехнологичные отрасли, в частности, авиационную промышленность, мы поддерживаем.

По производству сельхозмашин. В последние годы был значительный рост в этом сегменте производства, сейчас ситуация стала более сложной. Учитывая потребность нашего сельского хозяйства в новой технике, учитывая необходимость обновления наших фондов в сельском хозяйстве, конечно, хотелось бы, чтобы этот направление поддержки не было свёрнуто и дополнительные средства выделялись нашим производителям сельхозтехники для того, чтобы обеспечивать качественной сельхозтехникой наших аграриев.

Вопрос экспорта. Безусловно, экспорт очень важен. Хотя опять же не могу не сказать, что в Министерстве экономики совершенно неоправданно противопоставляют импортозамещение и экспорт.

Недавно Министр экономического развития Максим Орешкин вдруг заявил, что с импортозамещением всё у нас уже нормально, это не актуально, а надо развивать экспорт. Очень странное заявление, учитывая, что в некоторых отраслях зависимость от импорта по-прежнему критическая. Но как можно вообще развивать экспорт, если мы не можем побеждать конкурентов даже на внутреннем рынке? Я не думаю, что эти задачи нужно противопоставлять, но надо создавать специальные институты по стимулированию экспорта, давать дополнительные средства на это.

И ещё одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, стимулирование производства так называемых простых вещей. Согласитесь, позор для нашей страны, когда мы импортируем гвозди, ножи, перчатки и прочую мелочь, тратя на это миллиарды долларов. Возможно, что необходимо как-то стимулировать регионы, их фонды развития промышленности для того, чтобы они вкладывались в импортозамещение, в том числе и тех простых вещей, которые вполне может производить малый бизнес в регионах. Мы обеспечим и занятость людей на территориях, но и в то же время миллиарды долларов не будут уходить в чужие экономики.

В заключение хочу сказать, что высоко оценивая деятельность Министерства промышленности и торговли, хотелось бы, чтобы и другие ведомства, прежде всего, Минэкономики и Минфин, тоже озаботились развитием отечественной промышленности и созданием благоприятных условий для её развития. Одного Министерства промышленности, несмотря на титанические усилия, которые ведомство предпринимает для обеспечения экономического роста, естественно, недостаточно, нужна согласованная работа всего Правительства.

По материалам источников: СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Батайск признан самой сложной территорией по нехватке мест в школах
Михаил Луганцев: и глава города, и сити-менеджер должны заниматься дорогами, мусором, бродячими собаками, ЖКХ, а не политикой
Михаил Емельянов: Правительство стремится собрать где угодно деньги для того, чтобы пополнять бюджет
Сергей Асташкин: звание "народный избранник" надо заслужить и оправдать
Борис Вальтер: бюджеты муниципалитетов находятся в полной финансовой зависимости от области
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию